САГА О СКОРОСТИ.

Сага о скорости или почему машины победили нас в XIX веке.

  Здравствуйте, дорогие друзья!

    Итак, начнем с начала… начала вязания как технологического приема создания одежды. Как только одомашнили овец, и человек получил доступ к сырью, догадался, что баранов и других «меховушек» не обязательно убивать, а можно стричь и полученный таким образом материал свивать в нити, «прясть».   Использовались эти нити по-разному: или либо вязали, либо ткали и, чем холоднее был климат, тем большее предпочтение отдавалось вязанию. Долгое время вязаные вручную вещи были на положении нижнего белья. Этим ремеслом владел каждый. В средние века были «цеха» прядильщиков, вязальщиков на различных приспособлениях, ткачей и других. Здесь мы рассмотрим ручной трикотаж на спицах. Что же вязали и для домашнего потребления и для продажи?

Конечно же одежду для сна:
 колпаки мужские 


и чепцы женские

 ночные кофточки

 для повседневой жизни – шали

жилеты


 чулки

 Сейчас очень трудно найти соответствующее изображение тех вязаных вещиц, никому бы до XVIII века и в голову не пришло запечатлеваться «дезабилье», поскольку портрет был парадным и должен был отражать высокий статус владельца. Поэтому здесь использована реконструкция.

 Изделия «для себя» и для продажи очень сильно разнились: как качеством сырья, так и приемами вязания и отделкой.

Но почему же тогда не было такого расцвета hand-made, как сейчас, несмотря на высокую потребность в таких изделиях.  Мастера ручного вязания были всегда, но мода, зародившаяся в Европе, не могла принять вязаные изделия в качестве модных. 
Причин было много:
 и явно выраженная этническая принадлежность


 и подчеркнуто функциональность, «оттенок мозолей» как говорили тогда 

 и как часть гардероба простонародья
  и как домашняя одежда. 

   Обратимся к истории и экономике. В эпоху феодализма и абсолютной монархии, классовое расслоение общества было велико, и знать всеми силами старалась эту пропасть углубить. В том числе и запретами на ношение определенных тканей и украшений. Не забываем, что костюм знати для женщин  в то время был каркасным: корсет и юбка на обручах. Разве можно ручной трикотаж при его пластичности и текучести натянуть на это сооружение? Кроме того Фландрия вырабатывала эластичное сукно таких свойств, что современные ткани с эластаном не могут составить ему конкуренции. Чулки до появления шелковой нити, так же шились из ткани.  Только когда капризная мода слегка укоротила подолы платьев, а сапожники стали создавать женские туфельки на каблуках, вот тогда и появилась поговорка: лучше морщины на щеках, чем морщины на чулках.



Сделанные вручную вещи для знати стоили очень дорого, поэтому процветали так называемые «белые» вязальщицы (по аналогии с белошвейками). Скорость хорошей вязальщицы в то время достигала 120 петель в минуту. Как вы понимаете, все они были молодыми девушками.

Отдельно, конечно, стоят вещи сугубо – декоративные:
сетки для волос
 Техника их изготовления был довольно трудоёмка: для вязания этой сеточки в XIII-XIV вв. использовали спицу длиной ок. 20 см. с двумя ушками на концах. В этих ушках - по прорези с торцов и в итоге на всю эту конструкцию наматывался нить так же, как на челнок для фриволите. Далее к жесткой кромке, от которой начиналось плетение сеточки,прикреплялись нити и при помощи спицы-челнока начинали скрепляться между собой узлами. Ячейки сеточки довольно мелкие и местами это сетчатое полотно путем сокращения или прибавления ячеек меняло форму, чтобы лучше облегать прическу. (Степанова В. Е.,Шевеленко А. Я. История средних веков. Хрестоматия. М., 1969)

 Омоньеры (амоньеры)

Назначение этого аксессуара объясняют по-разному: как разновидность кошелька, как сумочка для мелочей. Его носили на шнуре, привязанном к поясу.

Кисеты и кошельки знакомы нам и сейчас. С той лишь разницей, что в эпоху Людовика XIV модно было иметь вязаный крупной вязкой кошелек из шелка, сквозь петли которого просвечивали золотые монеты.

 в тот же ряд попадают кружева на воротниках в более позднюю эпоху.



    Но время не стояло на месте, изобретения ткачей становились все причудливей, ткани с улучшением станков становились более дешевыми, доступными широким слоям населения и  таким образом увеличивался оборот средств и прибыль. Вязальщики тоже хотели свой «кусочек пирога» и появилась первая вязальная машина. Ее изобрел в 1589 г. Уильям Ли, священник из Гальвертона. Но Елизавета I отказала ему в патенте, сказав, что не желает лишать заработка честных тружеников. Казне нужны были деньги, и, пока знать была готова дорого покупать  трикотаж ручной вязки, и платить налоги, машины были экономически невыгодны. Снова на английской земле он появились в XIX веке.

 Поэтому именно в Руане (Франция) была открыта первая механическая трикотажная мастерская. А в конце 18 века была придумана и круговая вязальная машина, на которой стали вязать чулки. Они стали относительно дешевы и даже богатые люди стали покупать так называемые полушелковые чулки (верх – хлопок, часть до середины голени - шелк. В то время чулки подвязывались под коленом, а не заканчивались на середине бедра, как сейчас. Ручная работа стала роскошью  и мало востребованной.

 Скорость первых вязальных машин была до 800 петель в минуту, так как петельный ряд делался одновременно, а не последовательно, как при ручном вязании. И учтите, ведь тогда они еще не были электрическими, использовалась либо педальная передача, либо передвижение частей вручную как на ткацком станке. Куда уж слабым человеческим рукам! Только во второй половине XIX века в Англии, с переходом на электрический двигатель и изобретением язычковой иглы, скорость круглого вязального станка (производство бесшовных чулок) возросла до 96 000 петель в минуту


И hand-made как производительная сила был уничтожен.

  Век технической революции положил конец популярности ручного вязания. В обществе стало немодно использовать в гардеробе вещи «сделанные на коленке», это считалось отсталым, и прямиком отправляла человека на низ социальной лестницы. Исчезли  ажурные шляпы, перчатки,

 зонтики, забавные ридикюли, ночные чепцы, народный костюм поглотило забвение. Да здравствует машинерия, даешь массовое производство! Освободим женщин от кухонного рабства и вовлечем их в общественный труд! Осталась горстка людей, которые могли себе позволить одежду «от кутюр», навыки ручного труда стерлись и почти исчезли, как исчезли пряжа для ручного вязания, нитки для вышивания  и многое, многое другое. Человечество вступило в  промышленную гонку.

   Вернула трикотаж на подмостки Коко Шанель. Но не в декоративно – прикладном смысле, а как функциональную одежду, бедную на краски и отделку. 



Трикотаж должен быть сделан на машине и точка. Отныне женщина - полноправный член общества, она может голосовать, может бороться за свои права. Но надо ли было для этого убивать красоту вручную сделанного наряда, лишать женщин той особой привлекательности, которую дает неповторимый ручной труд.

   Вязальные машины прочно вошли не только в производство, но и в быт. Первые бытовые машины появились в 50-х годах 20 века. Они скоростные, но у них один недостаток – ограниченность программирования. И пусть вязальщица вяжет медленнее, но она своими двумя руками может сотворить все: от носков до покрывал.  Но, конечно, есть определенные отрасли, где ручное вязание попросту не нужно – производство спортивных костюмов, военной формы, медицинского трикотажа.

  Сейчас ручное вязание снова «поднимает голову» но уже не как способ создать одежду, а как «новая йога». Ну что ж, пусть будет так. Это просто одна из сторон нашего увлечения.

Восьмого июня празднуется международный день вязания, как дань декоративно-прикладному искусству, искусству украшать жизнь.

И в наше время есть рекордсмены- скоростники.  «Скорость";"За минуту и меньше";"Вязание на спицах";"Гвен Мэтьюмен";"Рекорд мира по скоростному вязанию на спицах установила Гвен Мэтьюмен из Западного Йоркшира, Великобритания. Во время состязаний, проведенных в сентябре 1980 г. в магазине шерсти Филдара в Лидсе, р. Западный Йоркшир, Великобритания, она показала скорость 111 петель за 1 мин.» Книга Рекордов Гиннеса.

В мире существует множество известных дизайнеров ручного трикотажа: Татьяна Рыкова (Россия), Катя Грин(Россия),Люба Сергеева (Россия), Сандра Баклунд (Швеция), Сони Рикиель (Франция) Флоран Гольден (Бельгия)  и многие, многие другие.

Линия ручного трикотажа обязательно присутствует в коллекциях ведущих Домов Моды Мира.

Существуют вязальные марафоны, праздники, конкурсы, а также особый вид «партизанского» вязания .



  Ручное вязание постепенно становится социально значимым, объединяет людей (и виртуально и реально), развивает экономику и лечит психологические комплексы, стирает границы между странами, народами и возрастом, отодвигает наступление болезни Альцгеймера, разрабатывает травмированные руки, и просто приятно заполняет досуг.

 Есть такая область, как наше с вами личное  пространство. Наш дом, наша семья,наши спутники жизни, наши дети, наши родители и друзья, наш досуг, наше хобби, наши собаки и  кошки. Они хотят быть вместе с нами.  Ничто не может связать все это вместе лучше, чем магия ручной работы.  Так давайте же не опускать наши трудолюбивые руки, творить красоту, наполнять свой дом любовью и заботой! Выпускать в мир свои изделия, несмотря на то, что промышленность, конечно же, давно научилась копировать изделия ручной работы. Но все равно, это всего лишь вещь, которую можно просто выбросить при ее небольшой цене. А с изделием ручной работы так не поступишь, особенно, если ты знаешь ее автора. И знаешь, что это было сделано именно для тебя.     




 А с изделием ручной работы так не поступишь, особенно, если ты знаешь ее автора. И знаешь, что это было сделано именно для тебя!   

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ВЯЗАНЫЕ НА СПИЦАХ МОДЕЛИ, ПОПУЛЯРНЫЕ В УШЕДШЕМ 2020 ГОДУ. ФРАНЦУЗСКАЯ КОФТОЧКА

НЕБОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СХЕМ ДЛЯ ИНТАРСИИ (ВЫШИВКИ) С КОТИКАМИ

ЭНТРЕЛАК ИЗ ЦЕНТРА. БЕРЕТ